Государственный контроль

 Прокуратура в государственно-правовой системе Украины
Конституция Украины провозгласила разделение государственной власти в Украине на законодательную, исполнительную и судебную. В системе государственной власти прокуратура Украины занимает особое положение, поскольку ее не отнесены к одной из ее ветвей.

 Предмет и система курса "Прокурорский надзор в Украине"
Прокурорский надзор в Украине - отраслевая юридическая наука, которая изучает совокупность взаимосвязанных положений общетеоретического, правового и методического характера деятельности прокурора по обеспечению законности в государстве.

 Основные понятия курса "Прокурорский надзор в Украине"
Как научная и учебная дисциплина прокурорский надзор оперирует совокупностью определенных понятий для определения и раскрытия содержания организации и деятельности органов по выполнению возложенных на них задач, функций и применение предоставленных полномочий. Единообразный определения и толкования этих понятий является необходимым теоретическим основанием для надлежащего восприятия учебного курса "Прокурорский надзор в Украине".

 Функции и правовые основы деятельности прокуратуры Украины
Функции, организация, принципы, полномочия и порядок деятельности органов прокуратуры определяются Конституцией Украины, Законом "О прокуратуре", иными законодательными актами.

 Принципы организации и деятельности прокуратуры Украины
Организация и деятельность органов прокуратуры Украины базируется на определенных принципах. Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ст.

 Система органов прокуратуры Украины
Согласно Конституции Украины (статьи 121, 122) и Закона "О прокуратуре" (ст. 6) органы прокуратуры Украины составляют единую централизованную систему, которую возглавляет Генеральный прокурор Украины, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

 Структура Генеральной прокуратуры Украины
Генеральная прокуратура Украины осуществляет руководство подчиненными прокуратурами, а также выполняет возложенные на прокуратуру надзора и другие функции, организует свою деятельность по территориальному и предметно-отраслевому принципам. Согласно действующему законодательству структуру Генеральной прокуратуры Украины и Положение о ее структурных подразделениях утверждает Генеральный прокурор Украины.

 Коллегии органов
В прокуратурах Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и приравненных к ним прокуратурах так же как и в Генеральной прокуратуре образуются коллегии в составе прокурора (председатель), его заместителей, других руководящих работников. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Украины.

 Городские, районные, межрайонные прокуратуры
Городские, районные, межрайонные прокуратуры образуют основное звено прокурорской системы и действуют на всей территории Украины.

 Требования, предъявляемые к кадрам органов
Условия поступления на службу в органы прокуратуры закреплены в ст. 46 Закона "О прокуратуре".

 Аттестация прокурорских работников
Прокуроры и следователи прокуратуры подлежат аттестации один раз в пять лет (ч. 4 ст.

 Поощрение и дисциплинарная ответственность прокурорских работников
Законодательством предусмотрена система мер поощрения, а также дисциплинарной ответственности прокурорских работников. За добросовестное и образцовое выполнение служебных обязанностей, инициативу и оперативность в работе прокуроры и следователи, а также работники учебных, научных и других учреждений прокуратуры поощряются (ч.

 Сущность и задачи работы с обращениями граждан в органах прокуратуры
Закон Украины "О прокуратуре" (ст.12) обязывает прокуроров рассматривать и решать заявления, жалобы, иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушении законов.

 Организация работы прокуратуры по рассмотрению обращений граждан
Работа по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб, других обращений граждан и приема посетителей организуют и контролируют прокурор-руководитель прокуратуры соответствующего уровня, а также руководители структурных подразделений прокуратуры.

 Сущность и задачи прокурорского надзора за соблюдением и применением законов
Согласно п.9 Переходных положений Конституции Украины, на прокуратуру Украины возлагается надзор за соблюдением и применением законов.

 Предмет и пределы надзора за соблюдением и применением законов
Согласно части 1 ст.

 Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением и применением законов
Для выполнения прокурорами возложенных на них задач по надзору за соблюдением и применением законов законодательство наделяет их соответствующими полномочиями, которые определены, прежде всего, в ст.20 таст.

 Методика и тактика надзора за соблюдением и применением законов
В прокуратурах городов, районов осуществление надзора за соблюдением и применением законов возлагается на помощников прокурора, работой которых руководит заместитель прокурора либо непосредственно прокурор. В прокуратурах областей, городов Киева и Севастополя, АР Крым, Генеральной прокуратуре Украины надзор с соблюдением и применением законов обеспечивается силами соответствующих отделов и управлений.

 Акты надзора за соблюдением и применением законов
Полномочия прокурора по выявлению и устранению нарушений закона, устранению причин и условий, способствовавших им и привлечению виновных к ответственности, реализуются в форме надзорных актов.

 Надзор за соответствием правовых актов органов местного самоуправления требованиям Конституции Украины и действующему законодательству
Обеспечение законности правовых актов, издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления, является одной из приоритетных задач прокурорско-надзорной деятельности (ч.И ст.

 Надзор за соблюдением законов об обращении граждан в органах местного самоуправления
1.

 Организация прокурорского надзора за соблюдением органами внутренних дел законодательства об административных правонарушениях
Прокурорский надзор является одним из средств обеспечения законности при применении мер воздействия за административные правонарушения. Он направлен, прежде всего, на защиту прав и законных интересов граждан - участников административных правоотношений, обеспечение своевременного, всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, разрешение его в точном соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, усиление влияния мер административной ответственности на предотвращение преступлений.

 Методика проверки в органах внутренних дел соблюдение законодательства об административных правонарушениях
Перед проверкой прокурор изучает законодательство и ведомственные нормативные акты, регламентирующие административную практику органов внутренних дел. В частности, кроме Закона "О милиции" и положений КоАП необходимо учитывать положения, содержащиеся в Правилах применения специальных средств при охране общественного порядка, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 27.

 Особенности реагирования прокурора на нарушения в органах внутренних дел законодательства об административных правонарушениях
При установлении фактов невыполнения должностными лицами органов внутренних дел законодательства об административных правонарушениях прокурор должен принять меры к их устранению, восстановления прав граждан и привлечению виновных лиц к ответственности. Для выполнения указанных задач прокурор использует полномочия, предусмотренные ч.

 Задача прокурорского надзора за соблюдением и применением законов о защите прав несовершеннолетних
Защита прав несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры по защите прав граждан (п. 2.

 Надзор за соблюдением законов о правах несовершеннолетних, нуждающихся в повышенной социальной защите
К числу детей и подростков, нуждающихся в повышенной социальной защите, относятся несовершеннолетние - сироты или полусироты, лишенных родительской опеки (например, в связи с осуждением родителей к лишению свободы или лишения их родительских прав), которые воспитываются и обучаются в детских домах и школах-интернатах, а также дети-инвалиды.

 Надзор за соблюдением трудовых прав несовершеннолетних
Прокурорский надзор за соблюдением законов о труде несовершеннолетних имеет своей задачей средствами прокурорского реагирования способствовать реализации законодательства по бронированию и создание новых рабочих мест для несовершеннолетних, обязательного трудоустройства выпускников общеобразовательных и профессионально-технических заведений, охраны трудовых прав несовершеннолетних (п. 4.

 Надзор за соблюдением законодательства об образовании
Проверка соблюдения законодательства об образовании проводится прокурором в органах государственного управления образованием (ст. 11 Закона "Об образовании"), в том числе в местных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления и подчиненных им органах управления образованием, а также органах вневедомственного контроля.

 Защита имущественных прав несовершеннолетних средствами прокурорского надзора
Особое внимание прокурор уделять надзору за соблюдением законов органами исполнительной власти, местного самоуправления, должностными лицами при решении вопросов об отчуждении жилья и имущества несовершеннолетних (п. 4.

 Надзор за соблюдением законов о предупреждении правонарушений среди несовершеннолетних
Профилактическая роль прокурорского надзора особенно ярко проявляется в деятельности прокуроров по предупреждению преступлений и других правонарушений, которые совершают подростки. При этом главное внимание прокурора должно уделяться выполнению своих обязанностей в этой части службами по делам несовершеннолетних, а также органами образования, администрациями учебных заведений.

 Особенности надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях, а также общественно опасные деяния, совершенные несовершеннолетними
Надзор за расследованием уголовных дел о преступлениях, а также общественно опасные деяния несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, осуществляется прокурором в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Украины № 4/1 гн от 20.04.

 Сущность государственного обвинения
Конституция Украины определяет как одну из конституционных функций прокуратуры - поддержание государственного обвинения в суде (ст. 121 Конституции).

 Подготовка прокурора к участию в судебном процессе
Профессиональным долгом каждого прокурора является обеспечение высокого качества поддержания государственного обвинения. Для этого руководители органов должны заблаговременно назначать государственных обвинителей с тем, чтобы они имели возможность подготовиться к участию в судебном процессе по рассмотрению конкретного уголовного дела.

 Участие прокурора в судебном следствии
Важнейшей частью рассмотрения уголовного дела является судебное следствие, которое начинается с объявления прокурором обвинительного заключения (ст. 297 УПК).

 Задача прокурора при подготовке к судебным дебатам
После окончания судебного следствия начинается следующий этап судебного разбирательства - судебные прения, в ходе которых обвинение и защита дают оценку исследованным в судебном разбирательстве доказательства, приводят доводы в подтверждение своей позиции. Прения состоят из речей прокурора, потерпевшего и его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, а также защитника и подсудимого (ст.

 Структура и содержание речи прокурора в суде
Уголовно-процессуальный закон не содержит структуру обвинительной речи прокурора, однако, с учетом предмета судебных прений, можно определить такие ее составляющие: 1) введение (оценка общественной опасности совершенного преступления) 2) фабула дела - краткое изложение фактических обстоятельств дела; 3) анализ и оценка доказательств, исследованных в суде; 4) обоснование юридической квалификации преступления, 5) характеристика личности подсудимого (а при необходимости и потерпевшего), 6) предложение о мере наказания и гражданского иска; 7) анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, и меры, которые необходимо принять по их устранению.

 Реплика прокурора
После окончания речей участники судебных прений имеют право обменяться репликами. Право последней реплики принадлежит подсудимому (ст.

 Отказ прокурора от обвинения
Как государственный обвинитель, прокурор должен быть уверен в виновности подсудимого, однако он должен всегда быть готовым к тому, что судебное разбирательство может по-другому осветить обстоятельства дела, а потому не исключено, что под влиянием таких обстоятельствах выводы, к которым он приходит, его убежденность в виновности лица могут трансформироваться.

 Апелляционное представление прокурора
Согласно ст. 35 Закона "О прокуратуре" прокурор обязан своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению нарушений закона от кого бы они выходили.

 Сущность и задачи представительства прокуратурой интересов гражданина или государства в суде
Согласно Конституции Украины (ст. 121) на прокуратуру возлагается осуществление представительства интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом.

 Представительство прокуратурой интересов гражданина или государства в гражданском судопроизводстве
Выполняя функцию представительства, прокурор обращается в суд с иском или заявлением о защите прав и законных интересов граждан, прав юридических лиц, когда нарушаются интересы государства, или о признании незаконными правовых актов, действий или решений органов и должностных лиц.

 Представительство прокуратурой интересов государства в хозяйственном судопроизводстве
Прокурорско-представительные правоотношения после обращения прокурора с иском в суд находят свое дальнейшее развитие в следующей стадии хозяйственного судопроизводства - рассмотрении дела по существу. Прокурор, реализуя определенные Конституцией Украины (п.

 Подготовка и предъявление прокурором иска (заявления)
Прокуроры при предъявлении исков должны соблюдать требования ст. 119 ГПК Украины и ст.

 Предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением законов органами, которые проводят дознание и досудебное следствие
Прокурорский надзор за соблюдением законов органами дознания и досудебного следствия является одним из отраслевых направлений надзорной деятельности прокуратуры. Вместе с тем, осуществление такого надзора составляет основное содержание деятельности прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса, где прокурор обязан обеспечить постоянный надзор за соблюдением законов всеми органами дознания и досудебного следствия, независимо от их ведомственного подчинения.

 Полномочия прокурора по надзору за соблюдением законов органами дознания и досудебного следствия
Для осуществления надзора за соблюдением законов органами дознания и досудебного следствия прокурор наделен соответствующими властно-распорядительными полномочиями, характер которых обусловлен спецификой уголовно-процессуальной деятельности указанных органов, с целью быстрого и полного раскрытия и расследования преступлений нередко применяют меры процессуального принуждения, ограничивающих конституционные права человека .

 Надзор за соблюдением законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях
Суть прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации и разрешении правоохранительными органами заявлений и сообщений о совершении преступлений состоит в том, что прокурор обязан средствами прокурорского надзора предотвращать, выявлять и устранять допущенные нарушения закона.

 Надзор прокурора за соблюдением законов при возбуждении уголовного дела
5) непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления.

 Надзор за соблюдением законов при привлечении лица в качестве обвиняемого
Обвиняемым признается лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его как обвиняемого (ст. 43 УПК).

 Надзор за соблюдением законов при применении меры пресечения - взятие под стражу
Институт мер является способом обеспечения деятельности государственных органов, в том числе и суда, по осуществлению правосудия в отношении лиц, которые привлекаются к уголовной ответственности, а в исключительных случаях лиц, подозреваемых в совершении преступления.

 Надзор за законностью продлении сроков предварительного следствия и содержания под стражей
Закон Украины "О прокуратуре" обязывает прокурора принять меры к тому, чтобы органы досудебного следствия соблюдали сроков проведения следствия и содержания под стражей (п.1 ч.

 Надзор за законностью приостановления предварительного следствия
Согласно ст. 206 УПК суд, прокурор, следователь и орган дознания имеют право и обязаны остановить следствие по уголовному делу в следующих случаях: 1) когда местонахождение обвиняемого неизвестно, 2) когда психическое или иное тяжелое заболевание обвиняемого препятствует окончанию производства по делу; 3) если не установлено лицо, совершившее преступление.

 Надзор за законностью действий и решений по окончании производства по уголовному делу
Заключительным этапом прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений является надзор за законностью действий и решений по окончании производства по уголовному делу. На указанном этапе органами досудебного следствия принимается окончательное решение о судьбе дела, достаточность собранных доказательств, доказанности вины лица, привлекаемого к уголовной ответственности, и возможно направление дела в суд или наличие оснований для закрытия дела.

 Предмет и задачи надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
а) соблюдение законодательства в отношении субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ст.

 Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законов в оперативно-розыскной деятельности
10) вносить представление об отмене незаконного постановления суда о разрешении или отказе на проведение оперативно-розыскных мероприятий.

 Организация надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеет существенные особенности по сравнению с организацией прокурорского надзора за органами дознания и досудебного следствия. Это связано, во-первых, со спецификой деятельности оперативных подразделений, которые входят в состав различных органов.

 Предмет и задачи надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам
Конституция Украины возлагает на прокуратуру надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничениями личной свободы граждан (п. 4 ст.

 Полномочия прокурора по надзору за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан
Для выполнения задач при осуществлении надзора за соблюдением и применением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и взятых под стражу, прокуроры для предупреждения, выявления и устранения нарушений закона наделены соответствующими полномочиями . С этой целью прокуроры могут использовать только соответствующие специальные полномочия, предоставленные им при осуществлении надзора за исполнением законов в этой области (ст.

 Прокурорский надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных и предварительного заключения
Содержания задержанных и взятых под стражу лиц осуществляется на принципах неукоснительного соблюдения Конституции Украины, Закона "О предварительном заключении", норм УПК Украины. Основаниями содержания лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, а также содержания под стражей обвиняемых, в соответствии с нормами УПК Украины, является протокол задержания (ст.

 Прокурорский надзор за соблюдением законов в местах лишения или ограничения свободы
Лица, осужденные к лишению или ограничению свободы, отбывают наказание в арестных домах, уголовно-исполнительных учреждениях, специальных воспитательных учреждениях (воспитательные колонии). Уголовно-исполнительные учреждения делятся на уголовно-исполнительные учреждения открытого типа (далее - исправительные центры) и уголовно-исполнительные учреждения закрытого типа (далее - исправительные колонии).

 Прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы
К наказаниям, не связанным с лишением свободы, согласно ст. 51 УК Украины, относятся: 1) штраф, 2) лишение воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса, 3) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 4) общественные работы; 5) исправительные работы; 6) служебные ограничения для военнослужащих, 7) конфискация имущества.

Новости и события:

СКР обещает "принять процессуальное решение" по прокурору, нанесшему тяжелые травмы молодому человеку в результате ДТП
За фальсификацию дела о ДТП со смертельным исходом следователь осужден условно
Задержаны "черные" банкиры, обналичившие более 1,6 млрд руб. с помощью фирм-"однодневок" и связей в банках