Надзор за соответствием правовых актов органов местного самоуправления требованиям Конституции Украины и действующему законодательству

Выявлению прокурором нарушений закона при издании актов органами местного самоуправления в значительной мере способствует знание им полномочий местного совета и его исполкома по осуществлению функций, возложенных Законом "О местном самоуправлении в Украине", другими нормативными актами.

Прокурор должен учитывать, что издание актов является одной из форм осуществления управленческой деятельности органом местного самоуправления.

Активной, целенаправленной работе прокурора по надзору за законностью при издании правовых актов органами местного самоуправления во многом способствует знание прокурором типичных, наиболее распространенных нарушений закона, допускаемых органы местного самоуправления при осуществлении нормотворческой и правоприменительной деятельности. В частности, к таким нарушениям относятся: нарушение закона при регистрации субъектов предпринимательской деятельности, нарушение законодательства о местных налогах и сборах, нарушение антимонопольного законодательства, нарушения порядка расходования бюджетных средств, нарушение порядка управления коммунальной собственностью, нарушения земельного законодательства.

1. Нарушение законов при регистрации субъектов предпринимательства ведет к созданию фиктивных фирм, делает невозможным выполнение субъектами хозяйствования обязательств кредитно-финансового характера и т.д.. По оценкам специалистов в Украине 20% общего числа зарегистрированных юридических лиц являются фиктивными и занимаются "отмыванием" денег, их конвертацией подобное. Регистрируются такие фирмы, как правило, по поручениям, которые выданы на несуществующих лиц, по арендованным юридическим адресам, при создании таких юридических лиц нередко нарушается порядок формирования уставного фонда (ст.52 Закона "О хозяйственных обществах") и др..

2. Нарушение законодательства о местных налогах и сборах. Местные советы, их исполкомы устанавливают налоги, не предусмотренные Декретом Кабинета Министров Украины от 20.05.93 г. "О местных налогах и сборах", другими законодательными актами или неправильно исчисляют суммы, сроки и порядок их внесения. В ряде случаев в нарушение п.п.24п.1 ст.26 Декрета, местные налоги и сборы, размеры их ставок устанавливаются исполнительными органами советов, главами, в то время как этот вопрос относится к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов. К исключительной компетенции этих советов отнесены также предоставление в соответствии с действующим законодательством льгот по местным налогам и сборам (п.п.28 п.1 ст.26 Декрета).

3. Нарушение антимонопольного законодательства. Вопреки требованиям ст.6 Закона Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности", органы местного самоуправления принимают решение о запрете создания новых предприятий или других форм хозяйствования, об установлении ограничений на осуществление определенных видов деятельности; заставляют субъектов хозяйствования к заключение определенных договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей; о централизации распределения товаров, установление запрета на реализацию товаров из одного региона в другой, о предоставлении определенным субъектам хозяйствования налоговых и иных льгот тощо.Треба также учитывать положения ст.14 и 15 настоящего Закон о необходимости с целью предупреждения монопольного положения отдельных субъектов хозяйствования получения предварительного разрешения органов Антимонопольного комитета Украины на создание, реорганизацию, ликвидацию субъектов хозяйствования, предоставление их имущества в аренду.

4. Нарушение порядка расходования бюджетных средств. Исключительной компетенцией местных советов является утверждение местного бюджета, внесение в него изменений, утверждении отчета об исполнении соответствующего бюджета. При этом виды налогов и других платежей, подлежащих зачислению в местные бюджеты соответствующего уровня, должны определяться, исходя из бюджетного законодательства.


Другие статьи по теме:

- Особенности реагирования прокурора на нарушения в органах внутренних дел законодательства об административных правонарушениях
- Надзор за законностью приостановления предварительного следствия
- Надзор за соблюдением законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях
- Требования, предъявляемые к кадрам органов
- Принципы организации и деятельности прокуратуры Украины

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Новости и события:

СКР обещает "принять процессуальное решение" по прокурору, нанесшему тяжелые травмы молодому человеку в результате ДТП
За фальсификацию дела о ДТП со смертельным исходом следователь осужден условно
Задержаны "черные" банкиры, обналичившие более 1,6 млрд руб. с помощью фирм-"однодневок" и связей в банках